ДРАМАТУРГИЯ ФИЛЬМА


Леонид Нехорошев
Фрагменты

Главное положение, которым руководствовался автор при составлении данного учебника - драматургия фильма должна рассматриваться не просто как набор отдельных ее элементов, а как система компонентов, взаимосвязанных между собой по определенному принципу

Итак:

  1. Движущееся и звучащее изображение — это самый поверхностный (внешний) формально-содержательный пласт фильма. Через него мы воспринимаем произведение на экране. Он является формой для композиции.
  2. Композиция, в свою очередь, является содержанием для изображения и звука и формой для сюжета. Именно через расположение частей мы воспринимаем развитие сюжета.
  3. Сам же сюжет, являясь содержанием композиции, служит формой для образа целого. Через течение сюжета мы воспринимаем образ целого, заключенный в произведении.
  4. Образ целого является содержанием для сюжета и формой для идеи. Вне образной формы идея фильма не будет художественной. Ведь существует такое определение: «Искусство есть мышление в образах».
  5. Идея является, естественно, содержанием образа целого. В пределах произведения это наиболее глубинный его пласт.
  6. Истина. Идея каждого подлинно художественного произведения, в том числе и фильма, выражает в той или иной мере часть объективной, существующей независимо от нас истины. Ложные же произведения ее искажают.
  7. Содержанием истины является Дух, а через него — Бог.

Как об этом сказано в Первом послании апостола Иоанна: «… Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (I Ин. V, 6). И тогда понятно, почему мысль человеческая может углубляться от явления к сущности без конца. Ибо Бог — начало созидающее, бесконечное и до конца непостижимое. И тогда понятно, почему все в жизни — в том числе и компоненты драматургии сценария и фильма — мы должны соотносить не только друг с другом, но и с высшим смыслом. Только в этом случае будет поставлена верная точка отсчета, позволяющая судить об истинности произведения и всех его составляющих.


В финале одного из последних фильмов М. Антониони — «За облаками» — звучат за кадром такие слова: «Мы знаем, что за каждым воплощенным образом скрывается другой образ, более верный действительности, а за ним еще один, а за тем тоже, и так далее — до истинного изображения абсолютной таинственной реальности, которую никто никогда не увидит…»


Изображение — не сам предмет, а его подобие. Изображение — это предмет, прочувствованный и осмысленный автором и воссозданный им средствами определенного вида искусства, в данном случае кинематографического. Следовательно, всякое изображение складывается из: а) самого предмета и б) отношения к предмету со стороны художника, его чувств и мыслей. В каком-то смысле сам творец присутствует в созданном им изображении.


Средства, которыми создается изображение, или его элементы таковы:

  1. Кадр.
  2. План.
  3. Композиция кадра.
  4. Мизансцена.
  5. Ракурс.
  6. Свет-тень.
  7. Цвет.
  8. Специальные фотографические средства.

Композиция кадра Композиция кадра — это взаиморасположение фигур и предметов в плоскости экрана.


Мизансцена Что это такое? Чем мизансцена отличается от композиции кадра? Тем, что если последняя — размещение фигур в плоскости экрана, то… Мизансцена (от фр. mise en scène — размещение на сцене) — это расположение фигур и предметов по отношению к плоскости экрана. То есть размещение фигур относительно друг друга в глубине изображаемого на экране пространства.


Способность кино укрупнять отдельные предметы, выделять их из окружающей обстановки дало возможность широкого использования в кинематографе такой его формы, как изобразительная деталь. Вот как определяет это понятие словарь: «Деталь художественная (от фр. слова detail — подробность, мелочь) — выразительная подробность в произведении». Можно дать более конкретное — в применении к кино — определение: Деталь — это предмет или часть предмета (человеческой фигуры), на которую авторами фильма обращено особое зрительское внимание.


Драматургические функции детали. Таковых можно насчитать (пока!) семь:

1) Показ целого через его часть. 2) Фабульная функция. 3) Смысловая деталь. 4) Психологическая деталь. 5) Деталь — метафора. 6) Аллегорическая деталь. 7) Деталь — символ.


Деталь — показ целого через его часть Данная функция детали широко используется именно в кинематографе: а) в целях экономии изобразительных средств, большей их концентрации: необязательно показывать весь паровоз, можно показать только его крутящиеся колеса; б) для создания таинственности происходящего, долгого «нераскрытия карт», часто применяемого в детективах: чьи-то ноги прошли по ковру кабинета, чья-то рука вытащила из ящика стола пистолет; в) в целях большей выразительности: порой довоображаемое сильнее увиденного.


Фабульная функция детали Она осуществляется тогда, когда тот или иной предмет непосредственно участвует в фабуле и влияет на ее развитие и повороты: игрушечная белочка в фильме «Летят журавли», фортепьянная клавиша в фильме «Пианино» Джейн Кэмпион, бумеранг в «Деликатесах» Жана Жене и Марка Каро и т. д.

Деталь, имеющая особое смысловое значение Функция такой детали: — помочь созданию образа персонажа; — раскрыть или подчеркнуть смысл сцены, эпизода, а то и всего фильма в целом.

Психологическая деталь Ее предназначение — раскрытие моментов душевного состояние персонажей: — черные очки (неожиданно!) на глазах героя «Калины красной» Егора Прокудина в сцене приезда его к матери: герой хочет скрыть свой стыд и свои покаянные чувства; — пальцы Ады, ласкающие клавиши, в фильме «Пианино», в них — выражение тоски героини по любимому.

Деталь-метафора Подобного рода детали предназначены для создания образа предмета (или человека) путем перенесения на него черт, ему не свойственных.

Аллегорическая деталь Аллегория (греч. — allēgoria — иносказание) — запечатление умозрительной идеи в предметном образе. Именно — умозрительной идеи, то есть отвлеченной. Целиком аллегорично, например, изображение древнегреческой богини правосудия Фемиды, которое можно видеть в судебных учреждениях: на глазах женщины повязка, в одной руке — весы, в другой — меч.

Деталь — символ Функциональная роль символической детали по внешности схожа с аллегорической (поэтому их часто путают), но по своему содержанию она ей противоположна.


Композиция (от лат. compositio — составление, соединение) — это соединение частей произведения в целое. Но чтобы составить из частей целое, надо, по крайней мере, их иметь. Поэтому более точное и полное определение понятия «композиция» будет таким: Композиция — это деление фильма (сценария) на части, их сопоставление между собой и их соединение в целое.

  • Деление
  • Сопоставление
  • Соединение

Экспозиция Экспозиция (от лат. exposition — изложение, объяснение) — представление персонажей фильма и отношений между ними в период непосредственно предшествующий началу и развертыванию главного конфликта.


В самом деле, сюжет является содержанием двух компонентов — композиции и через нее движущегося изображения и формой тоже двух компонентов — образа и через него идеи фильма. Только проследив до конца течение сюжета, мы сможем воспринять во всей полноте, как уже говорилось, заключенный в картине образ и заложенную в нем идею. Не так ли?


Что такое «образ»? Словарь определяет это понятие так: «Образ художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ преобразования действительности»[63]. То есть: образ — это преобразованная действительность средствами определенного вида искусства. Выглядит несколько тавтологично, но в принципе верно.

Вы, вероятно, заметили, что формулировка понятия «образ» сходно с формулировкой понятия «изображение» — той, что приводилась ранее. Но ведь и корень у этих слов один, и понятия, ими обозначаемые, схожи. В чем же их отличие? Прежде всего в том, что, если киноизображение создается только изобразительными средствами (помните: план, ракурс, свет, цвет и т. д.), то в создании кинообраза задействован весь мощный арсенал кинематографических средств — кроме «изображения» это: сюжет, композиция, речь, музыка, актерская игра… В образ входят на правах составляющих:

  1. материал самой действительности,
  2. прочувствование и осмысление ее художником и
  3. чувства и мысли воспринимающего этот образ зрителя.

Наличие последнего, третьего, пункта может удивить. Однако дело обстоит именно так. Настоящий художественный образ рассчитан на дочувствование и доосмысливание зрителем. Отсюда — непохожие, порой взаимоисключающие трактовки одного и того же фильма разными зрителями. Заметьте, что сам термин «эстетика» происходит от греческого глагола «воспринимаю», «ощущаю».


Соотношение между тремя составляющими образа бывает разное, на чем, собственно, основано различие между творческими стилями и направлениями. Живописная картина, например, может быть жизнеподобна; в ней мы почти не ощутим вмешательства в материал со стороны автора, она не ставит перед зрителем особых загадок — в ней все «как в жизни». И наоборот: в картине предмет изображения трансформирован до неузнаваемости, что мы видим, к примеру, в поздних работах Пикассо.


Понятно, что образ целого мы воспринимаем не сразу. Особенно во временных видах искусства. Он на наших глазах постепенно складывается; если применить намеренную тавтологию, образ постепенно образовывается. И заканчивается в своем оформлении только в последнем кадре фильма. Следовательно, мы познаем образ в процессе, в движении. Сюжет и есть — движение образа, его история. Итак, можно дать определение сюжета. Сюжет — это движение образа целого в его самораскрытии на пути к полному раскрытию. Такое определение, на наш взгляд, вбирает в себя все способы и все частные случаи построения сюжета.


Фабула (от лат. fabula — рассказ, басня) — состав событий, лежащих в основе сюжета фильма. Такое определение фабулы будет верным, но неполным: в фабуле события не просто перечислены — они взаимосвязаны между собой. Еще одно очень важное обстоятельство: события в фабуле располагаются, как это бывает в жизни, в хронологической последовательности. Фабула — это «совокупность событий в их взаимной внутренней связи».

Вспомним, что в средневековом театре (и даже у Шекспира в «Ромео и Джульетте») перед спектаклем выступали «Пролог» или «Хор», которые кратко излагали зрителям фабулу предстоящего «действа».

Фабула — крупное составное слагаемое сюжета; но сюжет складывается и из элементарных частей. Это: — действие, — мотивировка, — перипетия.


Конфликт — более крупная и существенная (по сравнению с вышепредставленными элементами) составляющая сюжета. Ведь развитие действий, их переход от одного к другому, их «складывание» в сюжет происходит в результате столкновений, которые мы и называем конфликтами. Можно сказать, что конфликт — это мотор сюжета.

Обратимся к словарю: «Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) художественный — противоположность, противоречие как принцип взаимоотношений между образами художественного произведения». Да, речь идет именно о художественном, драматургическом конфликте. Ибо он отличается от конфликтов непосредственно жизненных. Чем? Тем что: а) он осознан и прочувствован автором и б) выражает определенную тему и идею произведения. Конфликт драматургический — это не всякое противоречие, которое мы находим в сценарии и в фильме. Надо отличать глубинное тематическое противоречие, лежащее в основе драматургии произведения: «преступление и наказание», «вера и неверие», «закон и любовь», «стремление к свободе и система принуждения» и тому подобное — от конкретного конфликта, выраженного в противостоянии конкретных персонажей фильма или чувств в их душах.


Идея, как уже говорилось в самом начале, является содержанием образа целого, заполняющего все пространство фильма, и формой познания истины. Следует подчеркнуть, что речь здесь идет не о научной, а о художественной идее, выступающей не в виде рационалистических, логических утверждений, а в виде образных прозрений. С. Эйзенштейн писал: «Выстраиваешь мысль не умозаключениями, а выкладываешь ее кадрами и композиционными ходами. Невольно вспоминаешь Оскара Уайльда, говорившего, что у художника идеи вовсе не родятся «голенькими», а затем одеваются в мрамор, краски или звуки. Художник мыслит непосредственно игрой своих средств и материалов. Мысль у него переходит в непосредственное действие, формулируемое не формулой, но формой». Отсюда — такое определение идеи как компонента драматургии кинокартины: Идея (греч. idea — понятие, представление) — это образная мысль, лежащая в основе фильма.


Но, рассуждая об идее художественного произведения, нельзя не говорить о такой содержательной его составляющей, как тема. Что же такое «тема»? Тема — это не до конца сложившаяся идея фильма. Это — проблема, вопрос, который ставит перед собой и перед зрителями автор картины и на который он отвечает всем своим произведением. Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — первоначальный момент авторской концепции.

Говоря проще, тема — это о чем говорит автор в своем произведении, а идея — это что хочет сказать нам автор своим фильмом.


Но в любой из форм идеи мы различаем по крайней мере четыре ипостаси, четыре вида ее инобытия:

  1. Идея — замысел фильма.
  2. Идея, воплощенная в законченной картине.
  3. Идея, какой ее воспринял зритель фильма.
  4. Идея — главная мысль картины.